Отчет Аудиторской фирмы "Регул ОЛЕВ" о деятельности в 2015 году

1. Организационно-правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью.

2. Распределение долей в уставном капитале: все учредители физические лица; доля аудиторов в совокупности составляет 83%, в том числе руководитель компании обладает 79 %.

3. Вхождение в состав сети аудиторских организаций: АФ «Регул ОЛЕВ» не входит в состав аудиторских сетей аудиторских организаций.

4. Описание сети корпоративного управления: единоличный руководитель аудиторской компании.

5. Описание системы внутреннего контроля качества аудиторской организации:

 

Генеральный директор Аудиторской фирмы «Регул ОЛЕВ» заявляет о том, что функционирование системы внутреннего контроля качества эффективно.

 

 

Принципы и процедуры внутреннего контроля качества (документальное оформление)

Особое значение имеет признание руководством аудиторской организации в качестве наиважнейшей цели деятельности аудиторской организации достижения высокого качества выполнения всех заданий. Для этого:

а) аудиторская организация должна устанавливать обязанности руководства таким образом, чтобы коммерческие соображения не преобладали над качеством выполняемой работы (Приказ Исх. 08/Д/КК/10 от 15.01.2010 «О назначении ответственного за функционирование системы контроля качества»);

б) принципы и процедуры, применяемые в аудиторской организации в отношении оценки выполненной работы, оплаты и повышения в должности (включая систему поощрения) работников, должны демонстрировать приверженность аудиторской организации качеству (Приказ №03/Д/КК/15 от 15.01.2015 г. «Основные принципы системы поощрения», Приложения № 5«Основные принципы системы поощрения» ДИ);

в) аудиторская организация должна направлять средства в достаточном объеме на развитие и документирование принципов и процедур контроля качества услуг (Протокол собрания Учредителей от 15.01.2015, Приложения № 4«Решение собрания учредителей «Об основных целях деятельности АО от 15.01.2015» ДИ).

Лицо, которое руководство аудиторской организации назначает ответственным за функционирование системы контроля качества, должно обладать достаточным надлежащим опытом и профессиональной компетентностью, а также необходимыми полномочиями для выполнения своих функций (Приказ Исх. 08/Д/КК/10 от 15.01.2010 «О назначении ответственного за функционирование системы контроля качества»). Достаточный надлежащий опыт и профессиональная компетентность позволят лицу, ответственному за функционирование системы контроля качества, выявлять и понимать проблемы контроля качества услуг, а также разрабатывать соответствующие принципы и процедуры. Необходимые полномочия помогут этому лицу реализовывать принципы и процедуры контроля качества услуг.

В АО разработан ВФС 1/09 «Контроль качества» который описывает порядок и процедуры осуществления внутреннего контроля качества. В частности, к стандарту разработаны приложения, описывающие и регулирующие процедуры реализации внутреннего КК. В АО ВФС 1/09 описаны принципы и процедура внутреннего контроля качества, которые имеют документальное оформление.

Принципы.

Основные принципы работы АО заложены в «Кодексе Этики», «Правилах независимости».

Процедуры.

Все ВФС АО имеют рабочие таблицы и рабочие документы. По каждому аудиторскому стандарту имеются руководства выполнения процедур по стандартам. В большинстве стандартов имеется итоговый рабочий документ, регламентирующий порядок действий и процедур по подведению итогов применения АО аудиторского стандарта.

Например. ВФС 23/10 «Аудиторские процедуры по существу» оформлены в систему связанных электронных таблиц формата Ecxel, каждая из которых охватывает определенный элемент (раздел) проверки (Аудит ОС, Аудит МПЗ, Аудит затрат, Аудит расчетов, Аудит оценочных обязательств, аудит выручки и т.д). Система связанных электронных таблиц разработана по единому принципу и описывает необходимый и достаточный объем аудиторских процедур для данного сегмента аудита, и включают в себя:

Итоговую таблицу, объединяющую в себе все виды аудиторских процедур, применяемых аудитором при выполнении задания и включающую все выявленные замечания по всему разделу аудита, со ссылками на пункты ПИ.

Описание процедур аудита:

  • Аудит документов, полученных согласно запросам, переданных АЛ
  • Аудит синтетического и аналитического учетов,
  • Аудит некорректных (нетипичных) проводок,
  • Аудит полноты совершения хозяйственных операций по аудируемому разделу,
  • Аудит признания проверяемых хозяйственных операций в бухгалтерском учете,
  • Аудит соответствия законодательству осуществляемых АД хозяйственных операций,
  • Аудит правильности определения оценки АЛ совершаемых хозяйственных операций.
  • Аудит раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Например. ВФС 10/10 «Понимание деятельности АЛ». Стандарт содержит следующие Приложения:

  • Приложение № 1. «Общая информация о клиенте».
  • Приложение № 2. «Анкета внешних факторов».
  • Приложение № 3. «Анкета расчета стоимости аудита».
  • Приложение № 4. «Примеры условий и событий которые могут указывать на риски существенного искажения информации».
  • Приложение № 5. «Элементы системы внутреннего контроля».
  • Приложение № 10 «Решение о принятии нового клиента».

Приложения представляют собой расписанный порядок процедур и действий оформленных для удобства в табличные формы формата Word, которому аудиторы обязаны придерживаться исполняя требования стандарта.

Например. Для удобства работы со стандартами с целью структурирования и систематизации аудиторских процедур, в электронном формате в отдельных электронных папках собраны документы, регламентирующие порядок и последовательность действия аудиторов по применению аудиторских процедур по всем ВФС.


Принципы и процедуры контроля качества услуг доведены до сведения каждого работника.

В АО организована система доведения до сведения каждого работника АО основных принципов и процедур контроля качества. В должностной инструкции работника АО (аудитора, руководителя аудиторского задания, ассистента аудитора, контролера качества) определен порядок при котором вновь принятый сотрудник в течении месяца должен изучить ВФС и получить инструктаж, и документально зафиксировать эту процедуру. (Должностная инструкция п. 2.12, Приложение № 2 «Журнал проведения собеседования по изучению ВФС АФ «Регул ОЛЕВ»).

Организована обратная связь между руководством и работниками АО по вопросам внутреннего контроля качества.

Разработана форма документа, позволяющая осуществлять все возможные процедуры обратной связи со стороны сотрудников АО (Приложение № 3 «Обратная связь». Работники АФ «Регул ОЛЕВ» при работе в системе ВФС в случае необходимости:

  • могут вносить предложения по изменениям и доработкам ФВС;
  • включать дополнительные параметры в шаблоны аудиторских процедур (если такая необходимость возникает в отдельно взятой аудиторской проверке и такое дополнение не трактуется как системное изменение);
  • доводить до сведения руководства АФ «Регул ОЛЕВ» неточности в материалах ВФС;
  • обращаться с предложением по дополнительному разъяснению положений ВФС;
  • заблаговременно доводить до руководства АФ «Регул ОЛЕВ» невозможность применения ФВС и/или заполнения шаблонов РД-аналитические процедуры;
  • незамедлительно ставить в известность руководителя аудиторской проверки и/или руководителя отдела об отказе аудируемого лица предоставлять информацию по проверке, одностороннего сокращении им времени нахождения на его территории, негативной реакции со стороны работников аудируемого лица, попыток фальсифицировать (изменить) запрашиваемую информацию и пр.;
  • при возникновении угроз, определенных Кодексом Этики обязан незамедлительно информировать руководство АФ «Регул ОЛЕВ».

Процесс «обратной связи» включен в должностные инструкции (п.2.13) Контролера качества, Руководителя аудиторской проверки, Аудитора, Ассистента аудитора. Пунктом 6.4.10 (ВФС 1/09) определен порядок подачи «Информационного сообщения» (Приложение № 3 «Обратная связь»,и порядок действий, определяющих процесс подготовки ответа и необходимых действий по полученному «Информационному сообщению»).

Принципы и процедуры контроля качества установлены в отношении каждого из следующих элементов:

В ВФС 1/09 «Контроль качества» установлены все шесть элементов принципов и процедур контроля качества. Каждый элемент описан и имеет практическое применение и доведен до сведения работников АО.

Принципы и процедуры предусматривают ответственность руководства АО за систему контроля качества услуг.

Приказом Исх. 08/Д/КК/10 от 15.01.2010 «О назначении ответственного за функционирование системы контроля качества» установлено, что обязанность за функционирования системы контроля качества возложена на генерального директора АО.

В АО внедрены принципы, способствующие поддержанию внутренней культуры - должностные инструкции работника (руководителя аудиторской проверки (задания), аудитора, ассистента аудитора, инструкции КК) в Приложение 3 к должностной инструкции «Принципы внутренней культуры».

Вновь, принятый на работу сотрудник, подписывая должностную инструкция изучает и знакомится с Принципами.

Обязанности руководства установлены таким образом, чтобы коммерческие соображения не преобладали над качеством.

Протоколом собрания Учредителей от 15.01.2015 введена ответственность генерального директора за внедрение основных целей АО в систему выполнения аудиторских заданий и контроль над их исполнением.

В должностную инструкцию работника(руководителя аудиторской проверки (задания), аудитора, ассистента аудитора, инструкции КК) введено Приложения № 4«Решение собрания учредителей «Об основных целях деятельности АО от 15.01.2015» включена информация об основных целях деятельности АО и доведена до всех сотрудников.

Оценка выполненной работы, оплаты и повышения в должности (включая систему поощрения) демонстрирует приверженность АО к качеству.

Приказом №03/Д/КК/15 от 15.01.2015 г. введена система поощрения сотрудников АО.
В должностную инструкцию работника (руководителя аудиторской проверки (задания), аудитора, ассистента аудитора, инструкции КК) введено Приложения № 5«Основные принципы системы поощрения» и доведена до всех сотрудников.

На развитие и документирование принципов и процедур контроля качества услуг направляются средства в достаточном объеме.

Протоколом собрания Учредителей от 15.01.2015 определен порядок формирования средств, направляемых на развитие и документирование принципов и процедур контроля качества.
В должностную инструкцию работника(руководителя аудиторской проверки (задания), аудитора, ассистента аудитора, инструкции КК) в текст Приложения № 4«Решение собрания учредителей «Об основных целях деятельности АО от 15.01.2015» включена информация о порядке формирования средств, направляемых на развитие и документирование принципов и процедур контроля качества АО и доведена до всех сотрудников.

Лицо, назначенное ответственным за функционирование СКК обладает достаточным надлежащим опытом, профессиональной компетентностью и необходимыми полномочиями.

Приказом Исх. 08/Д/КК/10 от 15.01.2010 «О назначении ответственного за функционирование системы контроля качества» установлено, что обязанность за функционирования системы контроля качества возложена на генерального директора АО. Генеральный директор имеет аттестат аудитора с 1995 года и непрерывный стаж работы в АО 20 лет. Установлена ответственность руководителя аудиторской проверки за качество выполнения каждого задания, которым он руководит. Генеральный директор АО возложена ответственность Пунктом 4.2.2 ВФС 1/09 «Контроль качества» определен порядок выбора и руководителя аудиторской проверки и документальное оформление этой процедуры.

Формирование аудиторской группы.

По каждому аудиторскому заданию Генеральным директором назначаются аудиторская группа (в состав которой могут входить аудиторы, ассистенты аудиторов, эксперты) и руководитель аудиторской проверки. Руководителем аудиторской проверки назначается только аудитор, имеющий квалификационный аттестат и при условии, что он соответствует требованиям, указанным в разделе 1 Должностной инструкции «Руководителя аудиторской проверки (задания)». Генеральный директор АФ «Регул ОЛЕВ» должен убедиться, что участники аудиторской группы обладают соответствующими навыками, профессиональной компетентностью, полномочиями. Под соответствующими навыками и профессиональной компетентностью подразумевается:

а) понимание задания по аудиту и практический опыт выполнения аналогичных по характеру и сложности заданий, приобретенный посредством обучения и предыдущей работы;

б) знание и понимание нормативных правовых актов Российской Федерации и профессиональных стандартов;

в) знания в области информационных технологий;

г) знание отраслей, в которых функционирует клиент;

д) способность формировать профессиональное суждение;

е) понимание принципов и процедур контроля качества, установленных в аудиторской организации.

После принятия решения о составе аудиторской группы и ее руководителя Генеральный директор утверждает План-график аудита (Приложение № 1 ВФС 5/09) в котором в письменной форме закрепляется: Состав группы; Руководитель аудиторской проверки; Контролер качества; Сроки исполнения задания.

Выдержка из должностной инструкции руководителю аудиторской проверки (задания):

1.6 Руководитель аудиторской проверки (задания) должен знать:

  • Нормативные и методические материалы, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия;
  • Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики;
  • Профиль, специализацию и особенности структуры предприятия;
  • Аудит, аудиторские методики и процедуры, стандарты аудита;
  • Порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, международные стандарты бухгалтерского учета;
  • Методы анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
  • Правила проведения проверок и документальных ревизий;
  • Денежное обращение, кредит, порядок ценообразования;
  • Правила организации и ведения бизнеса;
  • Основы налоговой системы, порядок исчисления налогов;
  • Трудовое, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;
  • Основы маркетинга, основы администрирования;
  • Этику делового общения;
  • Средства вычислительной техники, коммуникации и связи;
  • Экономику и организацию производства, труда и управления;
  • Основы трудового законодательства;
  • Правила и нормы охраны труда;
  • Систему ВКК АО (ВФС 1/09);
  • Внутрифирменные стандарты АО;
  • Кодекс Этики аудиторов;
  • Правила Независимости.

1.7 Руководитель аудиторской проверки (задания) должен уметь:

  • Обеспечить качество выполнения аудиторского задания в соответствии с требованиями внутренней системы контроля качества и требованиями внутрифирменных стандартов АО;
  • Обеспечить процесс руководства выполнения задания, в том числе: процесс организации выхода на аудиторскую проверку (задание), контроль над исполнением задания и процесс завершения проверки (задания) в соответствии с требованиями внутрифирменных стандартов, контроль над оформлением, систематизацией всех рабочих документов;
  • Готовить письменную информацию;
  • Составлять аудиторское заключение;
  • Составлять доклад для руководства аудируемого лица;
  • Координировать на различных этапах аудиторской проверки (задания) взаимодействия сотрудников аудиторской группы, в том числе координировать внутри аудиторской группы этапы планирования, распределения обязанностей и пр.;
  • Оценивать систему внутреннего контроля организации – аудируемого лица;
  • Осуществлять пересмотр программы аудиторской проверки (задания);
  • Составлять обзор существенных результатов аудиторской проверки (задания), финансовой отчетности и другие аналогичные вопросы;
  • Осуществлять контроль наблюдения инвентаризации.

Этические требования.

В АО установлены принципы и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, что ее работники соблюдают необходимые этические требования. Приказом № 02/Д/КК/15 от 15.01.2015 введены новая редакция «Кодекса профессиональной этики» и «Правил независимости». Приказом № 04/Д/КК/15 от 15.01.2015 введены «Основы профессиональной этики» (Приложение № 6 ДИ). Приказом № 05/Д/КК/15 от 15.01.2015 введены «Правила независимости аудиторов» (Приложение № 7 ДИ).

В АО установлены принципы и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, что ее работники соблюдают необходимые этические требования. Приказом № 02/Д/КК/15 от 15.01.2015 введены новая редакция «Кодекса профессиональной этики» и «Правил независимости». Приказом № 04/Д/КК/15 от 15.01.2015 введены «Основы профессиональной этики» (Приложение № 6 ДИ). Приказом № 05/Д/КК/15 от 15.01.2015 введены «Правила независимости аудиторов» (Приложение № 7 ДИ).

В АО организован процесс выявления и оценки обстоятельств и отношений, создающих возникновение угроз независимости. Издан приказ № 06/Д/КК/15 от 15.01.2015 о введении в действие «Общее руководство выявления угроз и решений по их устранению» и «Тест выявления и оценки обстоятельств создающих угрозы», обязанность изучения данного документа включена в ДИ «Общее руководство выявления угроз и решений по их устранению» (Приложение № 8 ДИ).

В АО организована процедура, что руководители заданий предоставляют руководству аудиторской организации надлежащую информацию о заданиях, для того чтобы своевременно можно было оценить соблюдение независимости аудиторской группы при работе с АЛ. (Приложение №5 «Информация о задании для оценки соблюдения принципа независимости»).

В АО издан приказ № 07/Д/КК/15 от 15.01.2015 «О назначении уполномоченного лица для организации процесса хранения информации».

В АО организована процедура, что руководители заданий предоставляют руководству аудиторской организации надлежащую информацию о заданиях, для того чтобы своевременно можно было оценить соблюдение независимости аудиторской группы при работе с АЛ. (Приложение №5 «Информация о задании для оценки соблюдения принципа независимости»).

В АО установлен порядок соблюдения принципы и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, что аудиторская организация, ее работники и иные лица, которые должны соблюдать независимость, соблюдают независимость в случаях, установленных законодательством.

Установлена обязанность работников АО незамедлительно сообщать о любых нарушениях независимости, о которых им станет известно (раздел 2 ДИ).

В АО установлен порядок соблюдения принципы и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, что аудиторская организация, ее работники и иные лица, которые должны соблюдать независимость, соблюдают независимость в случаях, установленных законодательством.

Работники АО (аудиторы, ассистенты аудиторов, руководители проверок) оформляют ежегодное письменное заявление работника «О независимости аудитора» (Приложение № 20 ВФС 1/09 «Контроль качества) и перед выходом на выполнение задания подписывают «Контрольный лист независимости аудитора» (Приложение № 19 ВФС 1/09 «Контроль качества).

Перед началом аудиторской проверки руководитель АО подписывает «Контрольный лист независимости аудиторской организации» (Приложение № 18 ВФС 1/09 «Контроль качества).
Обязанность подписывать контрольные листы независимости включена в должностную инструкцию работника АО и доведена до его сведения при приеме на работу. В АО установлены критерии, позволяющие своевременно распознать угрозу «привычности»: ВФС 1/09 пункт 8.2.5 Ротация кадров на проверке. Ротация кадров производится в случаях.

Принцип «Привычности».

При формировании аудиторской группы необходимо придерживаться принципа «привычности». Следуя этому принципу АО устанавливает порядок распознавания угрозы привычности. В АО установлены критерии, позволяющие своевременно распознать угрозу «привычности» - ВФС 1/09 пункт 8.2.5 Ротация кадров на проверке. Ротация кадров производится в случаях:

  • Один и тот же аудитор не должен проверять одно и то же АЛ более пяти лет подряд;
  • Руководитель аудиторской проверки не имеет право пять лет подряд быть назначенным на проведение аудита одного и того же АЛ;
  • Контролер качества более пяти лет подряд, осуществляющий обзорную проверку (проверку исполнения задания), по одному и тому же АЛ;
  • Консультант, осуществляющий консультационную работу, более пяти лет подряд с одни и тем же АЛ.

При формировании «План-графика» аудита (Приложение № 1 ВФС 5/09) Генеральный директор учитывает этот временной порядок работы аудитора.

Принятие на обслуживание нового клиента.

В АО установлен порядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества с бывшим клиентом. Итоговым документом, определяющим решение АО является «Решение о принятии нового клиента (О продолжении сотрудничества с клиентом)» (Приложение № 8 ВФС 10/10).

Прежде, чем будет сделан вывод о принятии/непринятии нового клиента АО формирует необходимую информацию о потенциальном клиенте. Для этого заполняются:

  • Приложение № 1. «Анкета общих сведений» (заполняется АЛ) ВФС 10/10;
  • Приложение № 3. «Анкета расчета стоимости аудита» (заполняется АЛ) ВФС 10/10;
  • Приложение № 9 Анкета «Оценка риска, связанного с заданием» ВФС 10/10;
  • Приложение № 10 «Оценка честности руководства потенциального клиента» ВФС 10/10.

При решении вопроса о возможности принятия Клиента или продолжения сотрудничества в АО оценивается честность руководства Клиента Приложение № 10 «Оценка честности руководства потенциального клиента» ВФС 10/10.

При решении вопроса о возможности принятия Клиента или продолжении сотрудничества оценивается профессиональная компетентность и наличие временных и трудовых ресурсов АО - Приложение № 9 Анкета «Оценка риска, связанного с заданием» ВФС 10/10;

Оценивается факт наличия/отсутствия конфликта интересов Приложение № 9 Анкета «Оценка риска, связанного с заданием» ВФС 10/10;

Установлены критерии отказа от выполнения задания и/или от дальнейшего сотрудничества с Клиентом, а также процедуры, при этом выполняемые «Решение о принятии нового клиента (О продолжении сотрудничества с клиентом)» (Приложение № 8 ВФС 10/10).

Кадровая работа.

При приеме на работу кандидат для приема на работу проходит тестирование. Порядок тестирования определен Положением «О тестировании кандидатов на должность «Аудитор», «Ассистент аудитора»» (Приказ 04/Д/КК/12 от 12 января 2012 г.). Ежегодно аудиторы и ассистенты аудиторов проходят аттестацию. Порядок аттестации определен Положением «Об аттестации» (Приказ № 2-с от 12 января 2009 г.).

Соответствие выданных аудиторских отчетов и аудиторских заключений условиям конкретного задания определяется в ходе проведения обзорной проверки Контролером качества (Приложение № 1 ВФС 1/09При приеме на работу кандидат для приема работу проходит тестирование. Порядок тестирования определен Положением «О тестировании кандидатов на должность «Аудитор», «Ассистент аудитора»» (Приказ № 04/Д/КК/12 от 12 января 2012 г.). Принятый на работу сотрудник заполняет «Анкету сотрудника при приеме на работу» (Приложение № 12 ВФС 1/09).

Оценка результатов выполнения работы отражается в документе «Оценка выполнения задания сотрудником» (Приложение № 2 ВФС 1/09).

С целью развития навыков профессиональной компетентности работников в АО ежегодно работники АО проходят:

  • Аудиторы - 40-часовые курсы повышения квалификации для аудиторов в УМЦ, контролеров качества, руководителей групп;
  • Все сотрудники - профессиональную подготовку внутри фирмы, прослушивание профильных вебинаров (Ежегодное составление и утверждение Плана проведения внутрифирменных семинаров. Журнал регистрации посещаемости).

Оплата труда не зависит от стоимости договора, подписываемого с АЛ. Процедура вознаграждения основана на профессиональных качествах аудитора. («Основные принципы системы поощрения Приказ № 03/Д/КК/15 от 15.01.2015 г.).

В АО разработаны и утверждены квалификационные требования и количественные показатели для найма работников, потребность в которых она испытывает для выполнения заданий - «Внутрифирменные условия приема на работу» (Приложение № 11 ВФС 1/09).

Обязанности руководителей аудиторских проверок определены «Должностной инструкцией руководителя проверки» (Раздел 2 ДИ). Обязанности работников, осуществляющих аудит определены Должностными инструкциями Аудитора, Ассистента аудитора, Контролера качества (Раздел 2 ДИ).

Оценка результатов выполнения работы отражается в документе «Оценка выполнения задания сотрудником» (Приложение № 2 ВФС 1/09).

Ежегодно аудиторы и ассистенты аудиторов проходят аттестацию. Порядок аттестации определен Положением «Об аттестации» (Приказ № 2-с от 12 января 2009 г.).

Соответствие выданных аудиторских отчетов и аудиторских заключений условиям конкретного задания определяется в ходе проведения обзорной проверки Контролером качества (Приложение № 1 ВФС 1/09).

Учет и контроль рабочей нагрузки определен в документе «Общий план аудита (Распределение обязанностей) Приложение № 2 ВФС 5/09).

Выполнение задания.

Комплектование аудиторской группы.

Комплектование группы осуществляется руководством АО (Генеральным директором) по каждому аудиторскому заданию на основании профессионального суждения о профессиональной подготовке каждого сотрудника к выполнению задания.

Руководителем аудиторской проверки назначается только аудитор, имеющий квалификационный аттестат и при условии, что он соответствует требованиям, указанным в разделе 1 Должностной инструкции «Руководителя аудиторской проверки (задания)».

Под профессиональным суждением подразумевается:

а) понимание задания по аудиту и практический опыт выполнения аналогичных по характеру и сложности заданий, приобретенный посредством обучения и предыдущей работы;

б) знание и понимание нормативных правовых актов Российской Федерации и профессиональных стандартов;

в) знания в области информационных технологий;

г) знание отраслей, в которых функционирует клиент;

д) способность формировать профессиональное суждение;

е) понимание принципов и процедур контроля качества, установленных в аудиторской организации.

После принятия решения о составе аудиторской группы и ее руководителя утверждается «План-график» аудита (Приложение № 1 ВФС 5/09) в котором в письменной форме закрепляется:

  • Состав группы;
  • Руководитель аудиторской проверки;
  • Контролер качества;
  • Сроки исполнения задания.

Ответственность руководителя аудиторской группы за выполнение аудиторского задания, договора.

Руководитель аудиторской проверки несет ответственность за выполнение каждого задания по аудиту, которым он руководит (Должностная инструкция «Руководителя аудиторской проверки (задания)»). Руководитель аудиторской проверки должен документально оформлять выявленные проблемы и способы их разрешения.

Руководитель аудиторской проверки должен:

  • обращать особое внимание на соблюдение этических требований всеми участниками аудиторской группы в ходе всего аудита;
  • в случае несоблюдения этических требований участниками аудиторского задания (аудиторской группы), проконсультироваться с руководством АО (Генеральным директором) и обеспечить применение соответствующих мер дисциплинарного воздействия на лиц, не соблюдающих этические требования;
  • должен осуществлять контроль над соблюдением требований независимости, применяемых к конкретному заданию: получить информацию от АО с целью выявления и оценки обстоятельств и взаимоотношений, создающих угрозу независимости;
  • оценить информацию о выявленных нарушениях процедур независимости, если таковые имели место, и определить, представляют ли они угрозу независимости для конкретного задания по аудиту;
  • принять соответствующие меры для устранения угроз независимости или сокращения их до приемлемо низкого уровня;
  • своевременно сообщать аудиторской организации о любых таких случаях, чтобы аудиторская организация могла предпринять соответствующие меры; документально оформить выводы в отношении независимости (Приложение № 1 ВФС 1/09 «Контроль качества»).

Ответственность руководителя аудиторской группы за организацию работы сотрудников группы.

В ходе исполнения аудиторского задания руководитель аудиторской проверки несет ответственность организацию работы подчиненных ему сотрудников, а также за гарантию того, что весь объем услуг, должен быть выполнен в полном объеме в установленные сроки и с надлежащим качеством. В частности: полностью ли завершены все необходимые аудиторские процедуры и выполнен перечень работ, утвержденных аудиторским заданием (Приложение № 2 ВФС 5/09 «Планирование аудита»); подтверждают ли результаты проведенных аудиторских процедур сделанные выводы и удовлетворяют ли цели аудиторского задания; достаточно ли аудиторских доказательств; являются ли сделанные выводы четкими; были ли отмечены все вопросы, на которые надо обратить внимание руководства аудиторской организации; были ли полностью отмечены все системные или другие недостатки.

Обеспечение качества выполнения задания.

Руководство АО обеспечивая качество выполнения задания, устанавливает следующие процедуры:

а) инструктаж аудиторской группы перед заданием с целью уяснения и понимания ее членами целей и задач (Приложение № 1 ВФС 5/09);

б) порядок соблюдения применимых стандартов;

в) порядок надзора за выполнением задания, обучения работников и инструктажа;

г) методы проведения обзорной проверки качества выполнения задания, значимых суждений и выданного аудиторского заключения или иного отчета (Приложение № 1 ВСФ 1/09);

д) соответствующее документирование выполненной работы, а также временных рамок и объема обзорной проверки качества выполнения задания;

е) порядок актуализации принципов и процедур.

Надзорные функции подразумевают под собой изучение следующих вопросов:

  • возникали ли значимые вопросы, требовавшие дальнейшего рассмотрения; проводились ли консультации, и если да, то были ли выводы этих консультаций документально оформлены и применены на практике;
  • есть ли необходимость в пересмотре характера, временных рамок и объема выполненной работы;
  • насколько выполненная работа подтверждает полученные выводы и документально оформлена;
  • достаточность и надлежащий характер полученных аудиторских доказательств, на которых основывается аудиторское заключение или иной отчет;
  • достигнуты ли цели выполненных процедур.

Руководство АО осуществляет надзор за выполнением задания. Надзор за выполнением задания включает:

а) наблюдение за ходом выполнения задания ( см. раздел 8.3);

б) решение значимых вопросов, возникающих в ходе выполнения задания, оценка их значимости и в случае необходимости соответствующее изменение запланированного подхода (см. раздел 8.2.4);

в) выявление вопросов, в отношении которых необходимо проведение в ходе выполнения задания консультаций или рассмотрение более опытными членами АО (см. раздел 8.2.3).

В аудиторской организации установлены принципы и процедуры в отношении порядка разрешения разногласий между членами аудиторской группы и лицом, предоставляющим консультации, или между руководителем задания и лицом, осуществляющим обзорную проверку качества выполнения задания. Процесс разрешения разногласий осуществляется в следующем порядке:

  • Стороны, имеющие различные точки зрения по сложному вопросу выполняемого аудиторского задания обязаны незамедлительно уведомить руководителя проверки (задания) и руководство АО (Генерального директора) о возникшем споре, подготовить и представить для обсуждения: копии первичных документов, выдержки из нормативных актов по обсуждаемому сложному вопросу, мнения экспертов.
  • Руководство АО назначает дату обсуждения сложного вопроса. В ходе обсуждения сложного вопроса могут возникнуть дополнительные мероприятия и процедуры аудита: заполняется форма «Факторы, изменения первоначально оцененного риска» (Приложение № 5 ВФС 10/10), пересматривается «Общий план аудита» (Приложение № 2 ВФС 5/09); принято решение об увеличении сроков аудиторского задания (проверки); принято решение о проведении дополнительных процедур; произведен уточненный расчет рисков, выборки, существенности.
  • После дополнительно произведенных аудиторских процедур и по результатам обсуждения окончательные выводы должны быть документально оформлены в соответствующем разделе Письменной информации.
  • После этого, если все процедуры по такому заданию проведены, обсуждается и выносится решение по содержанию АЗ.Если по мнению руководства обсуждаемая тема может в дальнейшем встречаться при выполнении аудиторских заданий по другим договорам, то решение, трактуемое уже как позиция АО, доводится до сведения всех работников АО.

Внутригрупповой конфликт.

С целью избегания конфликтов в процессе исполнения задания внутри аудиторской группы в обязательном порядке необходимо:

  • выслушать мнение аудиторов об участии в проверке в составе определенной группы;
  • оценить квалификационный уровень членов аудиторской группы;
  • определить, имелись ли между членами аудиторской группы конфликты или споры на профессиональном или личном уровне и были ли эти споры урегулированы.

В случае невыполнения указанных рекомендаций могут возникнуть конфликты на профессиональном или личном уровне, что может негативно сказаться на качестве проведенного аудита и на репутации аудиторской фирмы в целом. При возникновении конфликтов внутри группы руководство АО производит замену членов группы, внося изменения в «План-график» аудита (Приложение № 1 ВФС 5/09).

С целью предотвращения внутренних конфликтов в аудиторской группе при составлении программы проверки вопросы распределяются по уровню компетентности сотрудника, с учетом квалификационного уровня, специализации и должностной инструкции.

Любое поручение работы аудиторам и рядовым участникам проверки должно осуществляться таким образом, чтобы тот, кто поручает работу, имел разумную степень уверенности в том, что исполнитель имеет знания, умения и навыки, необходимые для надлежащего выполнения этой работы.

Направляющие указания в отношении аудиторов и рядовых участников проверки включают информацию об их обязанностях и целях процедур, которые им надлежит выполнять. Эти указания также должны содержать сведения об особенностях деятельности проверяемого экономического субъекта и о возможных проблемах бухгалтерского учета и аудита, которые могут оказать влияние на специфику, объем и затраты времени применяемых аудиторских процедур. При подготовке руководящих указаний принимаются во внимание общий план аудита и расчеты затрат времени на проведение аудита.

Стадии выполнения задания.

Для того чтобы аудит был спланирован и выполнен соответствующим образом, руководство АО должно контролировать работу на каждой стадии аудита.

Планирование.

Обязанности руководства АО:

а) обеспечить личное присутствие руководителя аудиторской проверки, если необходимо, на встрече с руководством аудируемого лица, по вопросам предшествующего аудита, организации текущего аудита;

б) провести обсуждение и утверждение общего плана и программы аудита с руководителем аудиторской проверки, если нужно, с рассмотрением обеспеченности специалистами, графика рабочего времени; областей, по которым возможно возникновение проблем, уровня существенности, анализа рисков и объема планируемой выборки.

Текущий (промежуточный) контроль (если требуется).

Обязанности руководства АО:

а) Провести анализ текущих данных проверки и обсудить с руководителем аудиторской проверки содержание промежуточные рабочих документов и постоянных/системных файлов;

б)Провести проверку утверждения и внесения поправок в общий план и программу аудита с учетом результатов промежуточной работы.

Текущий контроль включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы. В ходе текущего контроля, руководством АО выполняются следующие функции:

а) проверяют, обладают ли исполнители необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения порученной им работы;

б) проверяют, понимают ли исполнители соответствующие направляющие указания;

в) выясняют, соответствует ли выполняемая работа общему плану аудита и программе аудита;

г) выявляют существенные проблемы, связанные с бухгалтерским учетом и аудитом, встречающиеся в ходе аудита, дают оценку таким проблемам и принимают в связи с этим в пределах своих полномочий решения о корректировке общего плана аудита и программы аудита;

д) принимают в пределах своих полномочий решения, основанные на профессиональном суждении аудитора, в случаях, когда однозначно и жестко определить порядок действий аудитора не представляется возможным, либо принимают решения о необходимости прибегнуть к консультациям.

Контроль на заключительной стадии аудита.

Обязанности руководства АО:

а) проверка аудиторских файлов на предмет определения, что аудит был выполнен согласно федеральным правилам (стандартам), и выводы в аудиторском заключении подтверждены достаточными доказательствами и согласуются с рабочими документами по аудиту;

б) проверка отчета по аудиторской проверке о событиях, происшедших после даты составления финансовой (бухгалтерской) отчетности до даты выдачи аудиторского заключения, и результатов обсуждения нерешенных вопросов с руководством клиента;

в) рассмотрение и согласование письменной информации руководству аудируемого лица по результатам аудита;

г) рассмотрение и согласование текста аудиторского заключения;

д) выборочная проверка рабочих документов с целью дополнительного контроля.

Проверка после завершения работы на объектах.

Обязанности руководства АО:

  • Проконтролировать, чтобы события, происшедшие после даты составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, были отражены в рабочих документах проверки в тех случаях, если они оказывают существенное влияние на выводы в отношении этой отчетности. При наличии значительного временного разрыва между датой финансовой (бухгалтерской) отчетности и датой проведения аудита необходимо, чтобы аудиторские процедуры максимально подтверждали, что события, происшедшие после даты составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые необходимо принять во внимание, отсутствуют.
  • Вопросы, перенесенные на рассмотрение на следующий год. Проконтролировать наличие перечня нерешенные вопросы, убедиться в том, что эти вопросы действительно невозможно было проверить в текущем году, и осуществить организацию процедуры переноса нерешенных вопросов на следующий год.

Принятие решений.

Руководство АО обязано:
По каждому выдаваемому аудиторскому заключению убедиться в том, что все процедуры аудиторской группой были выполнены, соблюдения этические принципы и правила независимости, все сложные и важные вопросы обсуждены с АЛ, заполнены все итоговые рабочие документы, все вопросы аудиторской проверки разрешены до подписания аудиторского заключения.

Сложные вопросы проверки.

При возникновении сложных ситуаций и вопросов руководителем проверки оценивается проблема.

В случае возникновения сложных вопросов, влекущих за собой модификацию аудиторского заключения или отказа от высказывания своего мнения, руководитель аудиторского задания незамедлительно доводит информацию до руководства АО. В этом случае действия руководителя аудиторской группы должны быть в соответствии с порядком, отраженным в п. 8.2.4.
Окончательные выводы принимаются совместно с руководством АО после тщательного обсуждения результатов проверки. В ходе обсуждения сложного вопроса может быть принято решение о: проведение дополнительных процедур проверки, замены членов аудиторской группы, замены руководителя аудиторской проверки, запросе дополнительной информации у клиента.

Завершающие процедуры.

Руководство АО контролирует процесс прохождения обзорной проверки и все этапы завершения ее, процесс передачи АЛ акта приема-передачи выполненных работ и счета на оплату.

Консультирование.

Консультирование предполагает обсуждение на соответствующем профессиональном уровне в АО решений сложных или спорных вопросов.

При консультировании используются соответствующие информационные источники, а также коллективный опыт и знания работников аудиторской организации. Аудиторская организация поддерживает культуру проведения консультаций, способствующих качественному выполнению задания и формированию профессионального суждения. Проведение консультаций является важной стороной деятельности аудиторской организации, и стремление работников консультироваться по сложным и спорным вопросам поощряется руководством АО (Приложение № 5 ДИ).

Для того, чтобы проведение консультаций было результативным руководитель группы готовит для обсуждения копии первичных документов, выдержки из нормативных актов по обсуждаемому сложному вопросу, мнения экспертов.

Выводы, сделанные в результате обсуждения в процессе консультации, должны быть документально оформлены в соответствующем разделе Письменной информации.

Если при обсуждении сложного вопроса консультанты АО не смогут найти решение сложного вопроса, АО вправе обратиться за консультационной помощью к сторонним компетентным лицам:

а) другим аудиторским организациям;

б) в ИПАР.

Проверка выполнения качества задания (Обзорная проверка).

В АО разработаны принципы и процедуры в отношении проведения обзорных проверок качества выполнения аудиторских заданий с целью объективной оценки значимых суждений и выводов аудиторской группы, послуживших основой выданного аудиторского заключения.

Установить в АО:

а) проводить обзорные проверки качества выполнения всех аудитов финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов;

б) проводить обзорные проверки качества выполнения задания по аудиторским проверкам в иных случаях;

в) проводить проверку выполнения аудиторского задания в отношении обязательного аудита;

г) запрещать выдачу аудиторских заключений или иных отчетов до тех пор, пока не будет закончена обзорная проверка качества/проверка выполнения аудиторского задания.

При определении критериев заданий, не связанных с аудитом бухгалтерской отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, которые подлежат обзорной проверке качества их выполнения, АО учитывает: характер задания, в том числе насколько оно является предметом общественного интереса; наличие в конкретном задании или классе заданий необычных обстоятельств или рисков.

Принятие решения по пункту «б» (проведение обзорной проверки по иным аудиторским заданиям), Ф.И.О контролера качества, сроки проведения выносится в «План-график аудита» (Приложение № 1 ВФС 5/09).

Обзорная проверка качества выполнения задания, включает: обсуждение с руководителем аудиторской проверки или иного задания, обзор финансовой (бухгалтерской) отчетности или иной предметной информации, анализ аудиторского заключения или иного отчета, в частности, его соответствия условиям конкретного задания, выборочный анализ рабочих документов аудитора, связанных со значимыми суждениями и выводами, сделанными аудиторской группой.

Обзорная проверка качества выполнения заданий, связанных с аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, охватывает следующие вопросы:

а) оценка аудиторской группой независимости аудиторской организации с учетом конкретного задания;

б) оценка значимых рисков, выявленных в ходе выполнения задания, и процедуры, выполняемые в ответ на оцененные аудитором риски;

в) суждения в отношении существенности в аудите и значимых рисков;

г) получение соответствующих консультаций по сложным или спорным вопросам или при расхождении мнений, а также выводы, сделанные по результатам этих консультаций;

д) значимость исправленных и неисправленных искажений АЛ, выявленных в ходе выполнения задания;

е) обстоятельства, информация о которых должна быть доведена до сведения руководства, представителей собственника или иных лиц аудируемого лица;

ж) соответствие выбранных для анализа рабочих документов аудитора выполненной работе, послужившей основой для формирования значимых суждений и сделанных выводов;

з) соответствие проекта аудиторского заключения или иного отчета условиям конкретного задания.

Обзорные проверки качества выполнения заданий, не являющихся аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, могут в зависимости от обстоятельств охватывать все указанные аспекты в полном объеме или частично (Приложение № 1 ВФС 1/09).

Если руководитель задания не соглашается с рекомендациями лица, осуществляющего обзорную проверку качества выполнения задания, и данное разногласие не удается урегулировать, то аудиторское заключение или иной отчет не могут быть выданы до тех пор, пока вопрос не будет решен руководством АО (см. п.8.2.3).

Выдача АЗ, до окончания проведения обзорной проверки не допускается.

Мониторинг.

ВФС 1/09 «Контроль качества» п.9.1.3.

Установить:

а) периодичность, объем и сроки проведения мероприятий по мониторингу - ежегодно в конце года;

б) Ответственность за Мониторинг возложена на генерального директора АО. Генеральный директор является лицом, уполномоченным проводить мониторинг и корректировку процедур.

ВФС 1/09 «Контроль качества» п.9.1.3;

в) Мониторинг охватывает следующие вопросы: выборочная проверка рабочих таблиц (аудит по существу), выборочная проверка аудиторских процедур на предмет соответствия их действующим федеральным правилам (стандартам), выборочная проверка аудиторских процедур на предмет соответствия их требованиям и процедурам аудиторской организации по контролю качества; выборочная проверка соответствия действующих ВФС АО действующим федеральным стандартам аудиторской деятельности и нормативным правовым актам РФ, касающихся принципов и процедур системы контроля качества, проверка полноты оформления письменного подтверждения соблюдения принципов и процедур независимости, проверка исполнения обязанностей работников АО по постоянному профессиональному обучению, проверка исполнения аудиторских процедур, связанных с принятием на обслуживание нового клиента или продолжением сотрудничества с уже существующим клиентом по конкретным заданиям; периодические выборочные инспекции завершенных заданий.

ВФС 1/09 «Контроль качества» п.9.1.3

Особенность периодических инспекций: Задания, выбранные для инспекции, включают по одному заданию каждого руководителя задания, выполненному в период не более 2 лет.

ВФС 1/09 «Контроль качества» п.9.1.

Выявление недостатков при Мониторинге.

При выявлении недостатков в работе в зависимости от выявленных замечаний генеральный директор проводит следующие мероприятия:

  • принятие мер в отношении отдельного задания или конкретного работника;
  • сообщение выводов лицам, ответственным за непрерывное профессиональное обучение;
  • внесение изменений в действующие ВФС, внесение изменений в действующие аудиторские процедуры, внесение изменений в процедуры контроля качества;
  • применение дисциплинарных мер воздействия в отношении лиц, не соблюдающих принципы и процедуры аудиторской организации.

Если результаты мониторинга указывают на несоответствие выданного аудиторского заключения, на несоответствие отчета условиям конкретного задания, на невыполнение некоторых процедур в ходе выполнения задания, то генеральный директор должен решить, какие дальнейшие меры следует предпринять в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности и требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации. Сроки внесения корректировок и устранения недостатков составляет не более одного месяца со дня принятия решений.

ВФС 1/09 «Контроль качества» п.9.1.5

Итоги Мониторинга:

а) доведение до сведения работников аудиторской организации недостатков, выявленных в системе контроля качества, как на уровне ее организации, так и соблюдения на практике ее принципов и процедур;

б) контроль со стороны генерального директора за своевременным внесением необходимых изменений в принципы и процедуры системы контроля качества аудиторской организации.

Документальное оформление мониторинга.

а) описываются процедуры мониторинга, включая процедуру выбора заданий для инспекции;

б) фиксируются оценки соблюдения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и требований нормативных правовых актов Российской Федерации, надлежащей организации и эффективности функционирования системы контроля качества и надлежащего применения принципов и процедур контроля качества, в результате чего аудиторская организация выдает аудиторские заключения или иные отчеты, соответствующие условиям конкретных заданий;

в) описываются выявленные недостатки, дана оценка их последствий и сформулированы основания для принятия дальнейших мер.

По результатам Мониторинга заполняется Приложение № 4 «Проведение Мониторинга».

ВФС 1/09 «Контроль качества».

Работа с жалобами.

Поступление жалоб. В аудиторской фирме осуществляется работа:

а) с жалобами и претензиями относительно того, что работа, выполненная аудиторской организацией, не соответствует федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации;

б) с претензиями относительно несоблюдения процедур контроля качества работы аудиторской организации.

Жалобы и претензии могут поступать как от лиц, работающих в аудиторской организации (работников аудиторской организации), от иных лиц (аудируемых лиц, третьих сторон). Жалобы принимаются в письменном виде в секретариат аудиторской компании в письменной виде при наличии идентификации жалуемой стороны.

Рассмотрение жалоб.

Жалобы рассматриваются с месячный срок руководством аудиторской организации. Если по результатам расследования будут выявлены недостатки в организации и функционировании системы контроля качества услуг аудиторской организации или случаи несоблюдения отдельными лицами принципов и процедур системы контроля качества услуг аудиторской организации, аудиторская организация должна предпринять соответствующие действия.

 

6.    Дата, по состоянию на которую проведена последняя по времени внешняя проверка качества работы: 12.10.2015 г.

7.    Наименования всех организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»:

  • АО «КБАС»,
  • АО ТЗ «Октябрь».

8.    Заявление исполнительного органа аудиторской организации:

 

 Генеральный директор АО «Регул ОЛЕВ» заявляет, что В АО внутрифирменными стандартами разработана система обеспечения независимости, система контроля по вопросу ежегодного прохождения аудиторами программам повышения квалификации, установленного частью 9 статьи 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

 

 

 

 

 

9.    Сведения о принятой в аудиторской организации системе вознаграждения руководителей аудиторских групп: в АФ «Регул ОЛЕВ» установлена окладная система поощрения.

10.    Описание принимаемых аудиторской организацией мер по обеспечению ротации старшего персонала в составе аудиторской группы: см. описание системы ВКК.

11.    Сведения о выручке за 2015 год: Доход за 2015 г. - 4328 т.р., в т.ч. Аудит - 4202 т.р., сопутствующие услуги - 126 т.р.